Глава 1. Страницы истории ревматоидного артрита

Предыдыщая страница  |  Следующая страница

У наших современников, стремящихся заглянуть в прошлое ревматологии на тысячи лет, имеются в распоряжении мифы древних людей. Мифология относится к формам общественного сознания и способам понимания действительности на разных стадиях общественного развития, а предпосылкой мифологической «логики» служила неспособность человека выделить себя из окружающей среды. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, безразличия к противоречию. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов. Миф обычно совмещал в себе диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего или будущего) аспекты. Содержание мифа представлялось первобытному сознанию в высшем смысле реальным, поскольку воплощало «коллективный опыт» осмысления действительности множества поколений, служивший предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

Необходимо отметить, что с мифами пересекается представление о создании мира из частей тела. В одной из упанишад сказано, что суставы являются месяцами, а кости ног — днями и ночами. Идея единства микро- и макрокосмоса насчитывала в человеческом теле 360 костей, а остеологию астрологи относили к астрономии. Растущая и убывающая луна в мифологии рассматривалась как верхняя и нижняя челюсть, а 30 дней месяца происходят от 30 зубов. Считалось, что началом года была голова, а затем год опускался на левый плечевой сустав, затем локтевой, далее лучезапястные и пястнофаланговые сочленения, проксимальные и дистальные суставы пальцев рук, после чего начиналось второе полугодие в обратном порядке на правой стороне тела {медали, рис. 1.1–1.4}. В иранских мифах из костей и суставов были созданы горы, а из мышц — земля.

1.1

1.2

1.3

1.4

Во всех мифах народов мира боги могут быть распределены на «добрых» и «злых», целителей и насылающих болезни. В традициях древних народов здоровье рассматривалось как состояние, сохранявшееся до тех пор, пока человек находился в гармонии с Природой. Болезнь — это кара богов за нарушение природного Порядка и Меры. Обеспечение укрепления авторитета греков среди других народов требовало апелляции к божественным покровителям и фиксации ощущения их постоянного присутствия. В связи с изучением мифологии и ее развития анализировались происхождение, сфера деятельности и символика богов, связанных с врачеванием. Первобытная медицина в основном строилась на стремлении воздействовать на духов, которые вызывали болезнь, но не обязательно являлись изначально вредными. В отличие от божеств духи относились к более низким уровням мифологической системы, находились в постоянном взаимодействии с человеком, ежечасно определяя особенности его физического и психического состояния. Различали «духи суставов». Истоком представлений о духах зла был страх человека перед грозными и опасными силами природы.

Отдельную группу «болезней в суставах» выделяли в Древней Индии. В вавилонских и ассирийских медицинских клинописных записях (царствование Ашшурбанипала в Ниневии, VII  в. до н. э.) на обожженных плитках встречался перечень признаков, характеризующих суставные боли. В Мессопотамии (Двуречье) различали 7 основных демонов («злых богов»), которым приписывалось болезнетворное влияние на определенные суставы рук и ног. Греческий историк Геродот [~485–425 до н. э.] путешествовавший по Египту в V  в. до н. э., утверждал, что у египтян в государстве Ахеменидов имелись отдельные врачи по болезням суставов. Если это и является преувеличением, то все же наличие известной специализации среди медиков Древнего Египта не подлежит сомнению.

1.5

1.6

1.7

Согласно якутским мифам, когда во время пересотворения шамана духами (перерождения, рассекания) кости и суставы его были пересчитаны и страшные мучения пережиты, божественный кузнец заново выковывал костно-суставной аппарат, закаливая его, и тогда уже наступал черед следующих испытаний. У главного шумерского бога-врачевателя Мардука («теленок Уту») {медали, рис. 1.5–1.7} позвоночник символизировало дерево кедр, а пальцы рук и ног — тростник. Мардук господствовал над игигами (небесными богами) как «владыка над людьми». У первого китайского человека на земле Пань-гу кости и суставы стали камнями. Китайцы считали, что каждый человек в XIX позвонке, что «на уровне пупка», содержит субстанцию (эссенцию) цзин, которая со смертью человека исчезает. Если цзин в организме становилось мало — человек заболевал, а если цзин вообще исчезала — он умирал. В мифологии тайских народов Индокитая существуют души человека хуоны отдельных суставов, а потеря хуонов вызывает развитие заболеваний локомоторного аппарата. После смерти человека хуоны гибнут или превращаются в духи фи, отличающиеся злобным характером.

Герой критских легенд в греческой мифологии медный великан Талос {медаль, рис. 1.8} имел только один сосуд, наполненный кровью богов ихором, который тянулся от шейных позвонков до голеностопного сустава, где сосуд затыкал медный гвоздь. Это было единственное уязвимое место Талоса. С вывороченными голеностопными сочленениями в армянских мифах изображали злых духов чарок. Сильными болями и отечностью суставов стоп страдал сын греческого царя Лая Эдип, которому отец в области периартикулярных сухожилий вводил булавки. «Усыханием сухожилий» конечностей наказывал людей за провинности древнеиндийский владыка царства мертвых Яма — сын Вивасвата, солярного божества, и Сараньи, дочери Тваштара.

1.8

1.9

1.10

Согласно древнеиндийским традициям в битвах Индре помогал Трита Аптья («связанный с водой»), который, расчленивши змееобразного демона Вритру по суставам, создал конечности. Первочеловек Пуруша властвовал над бессмертием, приносился в жертву богам путем расчленения на составные части, из которых возникли основные элементы социальной и космической организации: плечевые суставы — раджаньи или кшатрии (воины), тазобедренные сочленения — вайшьи (земледельцы), суставы стоп — шудры (низшее сословие). Как сказано в мифах грузин, иранцев, таджиков и других народов, быстрые всемогущие кони раши рождались из мышц и суставов человека.

Существуют мифы племен бамбары (Африка), где шесть тайных обществ (Комо, Коно, Коре, Нама, Ндомо, Тьивара) соответствовали шести стадиям посвящения и приравнивались шести основным суставам человека. Ндомо — первое из этих обществ, объединяющее мальчиков, не прошедших обрезание, соответствовал голеностопному сочленению. Подобно этому суставу, позволяющему человеку двигаться, Ндомо расчистил человеку путь к знанию. Общество Комо соответствовало коленному суставу. Божеством воды в мифологии африканского племени бамбара был громовик, женский демиург Фаро {медаль, рис. 1.9}, который снабдил людей суставами {рис. 1.10}. В мифах африканских догонов божество Номмо имело гибкие конечности без суставов, в связи с чем один из кузнецов перебил специальными инструментами кости и таким образом сотворил костные сочленения. В тибетской мифологии правитель Ньятицэнпо имел между суставами пальцев рук и ног перепонки, как у гуся. В мифологии ацтеков бог дождя, грома, огня и южной стороны у ацтеков, повелитель всех съедобных растений Тлалок {рис. 1.11–1.14, медали — рис. 1.11 и 1.14} (у майя Чак, у тотонаков Тахин, у миштеков Цави и Цауи, у сапотеков Косихо-Питао), насылал на людей болезни суставо, но люди, умершие от ниспосланными этим богом артритов, попадали в рай.

1.11

1.12

1.13

1.14

В традициях народов ма и срэ (кхмерская группа, юго-восточная Азия) некий культурный герой Бунг научил людей пользоваться бамбуковыми, каменными и железными орудиями, изготовляя их с помощью молота и клещей. Железо добывали из дерева баньяна (фикуса), а из его древесины первые кузнецы делали человеку крепкие кости и суставы. В мифологии кавказско-иберийских народов нартский бог-кузнец Дебеч руками придавал форму раскаленному металлу в виде искусственных суставов человека, а его ученик Тлепш (изобретатель наковальни и молота) лечил болезни опорно-двигательного аппарата. В христианских традициях исцелял людей от болезней суставов и хромоты «апостол язычников» Павел {медали, рис. 1.15–1.16}. Один из богов эллинистического мира Сарапис {медаль, рис. 1.17} входил в состав целителей больных с заболеваниями суставов (в этой функции близок древнеегипетскому Имхотепу — верховному сановнику фараона Джосера). Согласно египетской мифологии, излечивала хромых людей, страдающих болезнями суставов ног, Сехмет (покровительница врачей, жена Птаха, дочь Ра, мать Нефертума, изображаемая в виде женщины с головой львицы) {медаль, рис. 1.18}.

1.15

1.16

1.17

1.18

Древние ирландцы верили, что болезни суставов насылают не только боги, а и могущественные друиды. В таких случаях исцеление было возможным лишь сверхъестественным путем после тройного благословления. Использовался при этом местно (насуставно) торфяной сфагнум (болотный мох). Для лечебной магии древние кельты применяли лишь материалы растительного происхождения. Следует подчеркнуть, что ирландцы имели солидные представления о строении опорно-двигательного аппарата человека. В германо-скандинавской традиции бог грома, бури и плодородия Тор, защищающий людей от страшных чудовищ, поедал на ужин козлов, оставляя нетронутыми только суставы, а затем животных возвращал к жизни. Когда Тьяльви, у которого Тор остановился на ночлег, нарушил запрет и сам стал грызть суставы, один из козлов потом охромел (в виде выкупа Тьяльви вынужден был стать слугой Тора). С деформированными суставами рук и ног у дагестанских народов изображали антропоморфных существ шайтанов (например, злых духов Ал паб, вредящих женщинам и детям, Залзанагыя, принимающего вид женщины огромного роста, Кушкафтара в образе безобразной старухи с клыками и горящими глазами), которые обычно были обросшими волосами, насылали на людей артриты. В мифологии казахов и киргизов демоническое существо в образе старухи Жалмауыз кемпир олицетворяло злое начало, в образе человеческого легкого она плавала на поверхности воды, вызывая болезни суставов, незаметно сосала кровь из коленных сочленений.

На древнеегипетских рельефах в случаях поражения голеностопного сустава изображали человека, опирающегося на палку с перенесенным центром тяжести тела на здоровую ногу, а больная стопа была приподнята за счет сгибания конечности в коленном суставе. Имеются рельефы с изображениями ампутированных кистей при тяжелых изменениях со стороны лучезапястных сочленений. В кельтских традициях искусственные суставs делал из серебра бог-врачеватель Диан Кехт. Когда он поставил новую руку мифическому королю Нуаду Туату де Дананну сказал: «Сустав к суставу, мышца к мышце!». Диан Кехт исцелял пораженные конечности трижды за три дня и три ночи, прикладывая к суставам белую сердцевину тростинок, обугленных на огне. Этот бог похоронил Миаха и на его могиле выросли 365 трав, ибо столько было у Миаха суставов. В китайских мифах покровителем сапожников стал ученик мага Гуйгу-цзы бог Сунь Бинь {медаль, рис. 1.19}, которого ложно обвинили в преступлении, за которое ему отрубили стопы ног и отняли коленные чашечки. Между тем Сунь Бинь сделал себе кожаные протезы коленных и голеностопных суставов (его изображали опирающимся на костыли и в сапогах с высокими голенищами). Так Сунь Бинь стал первым в мире «протезирующим ортопедом».

1.19

1.20

1.21

1.22

В китайских традициях первопредки и культурные герои, боги медицины Фу-си, Хуан-ди {рис. 1.20–1.21 — медаль, монета} и Шэнь-нун {рис. 1.22 — медаль} рассматривались как покровители лекарского искусства и калек. «Желтый император» Хуан-ди создал первый медицинский трактат «Хуан-ди нэй цзин» («Книга Хуан-ди о внутреннем»), стал продолжателем деятельности Шэнь-нуна по определению лекарственных свойств растений. Главная ценность трактата «Нэй-цзин Линшу Сувэнь» состояла в том, что там представленные многие способы лечения болезней суставов. «Божественного земледельца» Шень-нуна считали «первым фармацевтом». Он ходил с красным кнутом и стегал травы, определяя их целебные свойства, а затем готовил лекарственные отвары для лечения болезней суставов.

Избавляли людей от болезней суставов, согласно осетинской мифологии, божество Авд дзуары в образе ярко светящейся птицы с большими крыльями, в шумерской и аккадской мифологии — божество Асаллухи (покровитель города Куары, сын бога Энки), богини-целительницы Бау, Нининсина и Лама (Ламассу), в египетской — богиня-мстительница, истребительница змей Мафдет, в западносемитской — богини любви и плодородия Астарта и Кудшу, а также демон-врачеватель Шадрапа (изображался в сопровождении змей и скорпионов), в карело-финской и эстонской — верховный бог Укко (Исянен), в грузинской — богиня солнца Барбале, в мифологии ганда (Африка) — божество Ванга, у индусов — бог Варуна (на грешников насылал водянку) и божество ветра Вату, у славян — женские духи вилы (самовилы), в мифологии обских угров — властитель вод и распределитель водных богатств Вит-кан (Вит-хон, Йинк-кан) и божество Мир-суснэ-хум, в древнеиндийской — божество Девата и божественный создатель Дхатар, в китайской — женское божество жизни и смерти Доу-му, в корейской — охраняющие стороны света, духи Обан синджан, у марийцев — «хранитель дома» дух Кудо-водыж. Земное божество, «хозяин большой страны» О-кунинуси учил людей искусству лечения болезней суставов рук и ног.

Мифологические источники при всей их неточности восполняют в специфической форме исторические факты познания прошлого. У наших современников, стремящихся заглянуть в былое медицины на несколько тысячелетий назад, как раз имеются в распоряжении сохранившиеся мифы. Латинская пословица гласит: «Se non e vero, e ben trovato» («Если это и не верно, то все же хорошо придумано»). В заключение приведем слова известного австрийского писателя-врача Стефана Цвейга (1881–1942): «Кто хочет чуда выздоровления, должен подготовить себя к чуду». Но при этом напомним высказывание американского литератора и журналиста Марка Твена (С. Л. Клеменса) (1835–1910): «Ничто не поражает так, как чудо — разве только наивность, с которой его принимают на веру».

На грани IV и III тысячелетий до н. э. в Индии население делилось на касты — от наиболее привилегированных брахманов (жрецов) до совершенно бесправных и жестоко угнетаемых рабов шудра и даса. Среди письменных памятников особое место занимают веды — сборники предписаний, содержащие гимны, молитвословия и сведения о природе. В текстах вед, посвященных медицине (конец ІІ — середина І тысячелетия до н. э.), встречается немало заклинаний от заболеваний суставов. Источником сведений по древнеиндийской медицине служит письменный памятник «Аюрведа» («Книга жизни»), составленный в IX—III вв. до н. э. Это свод знаний того времени об искусстве лечения различных болезней, в том числе и «ревматологического профиля» [Синяченко О.В., 2013]. Аюрведа содержала некоторые анатомические сведения о костных сочленениях. Древнеиндийский врач Чарака стал автором одного из наиболее ранних медицинских трактатов «Чарака-Самхита», который содержит сведения по анатомии опорно-двигательного аппарата и по лечению болезней опорно-двигательного аппарата.

Предыдыщая страница  |  Следующая страница

Другие страницы

Страница 2 Страница 3 Литература